Рам Ибсорат, личел (ibsorath) wrote,
Рам Ибсорат, личел
ibsorath

  • Music:

Виктор ПЕЛЕВИН: "П5: Прощальные Песни Политических Пигмеев Пиндостана"

С какого-то времени в моей голове (наверно и не только в моей) вертится забавная ассоциация между писателями и музыкантами.

Есть такие произведения - альбомы, романы - которые становятся очень заметными явлениями, их перечитывают и переслушивают, о них много думают, спорят, обсуждают. Их ждут.

А есть всякие сборники ранее неизданного, EP, ремиксы и так далее. Иной раз у музыкантов нет материала, вдохновения, времени или ещё чего-то, чтобы выпустить очередной номерной альбом. И тогда, чтобы помочь поклонникам скоротать время, а также закрыть контрактные обязательства перед рекорд-лэйблом, можно выпустить такой вот "недоальбом". Вовсе не обязательно шлак, но и не что-то масштабное.

Вот и с Пелевиным последним ровно та же ситуация. У него, судя по всему такая ассоциация тоже проскакивала, когда он называл свой эксмовский сборник "Relics: раннее и неизданное" - ну точно rares and unreleased tracks.
Новый "П5: Прощальные Песни Политических Пигмеев Пиндостана" из того же разряда.

Пять вещей, каждая как некий out-take или b-side. Такого впечатления, как "номерные альбомы" типа "Чапаева и Пустоты", "Священной Книги Оборотня" или "Empire V", не производит, но всё равно приятно. Ну, а теперь конкретно по каждому трэку.



1. Зал Поющих Кариатид.

Произведение, примыкающее к тому самому циклу, начатому "Чапаевым" и пока законченному "Вампиром". Плюс налёт "Жизни Насекомых". Мрачная и удручающая вещь, как мне показалось, о ситуациях, когда предполагаемая жизнь в другом мире в виде богомола кажется гораздо осмысленнее жизни здесь в виде (бывшего) человека. Налицо все фирменные "фишки" цикла: карикатурные персонажи и рекламные слоганы, англо-русские каламбуры, Пелевин как всегда издевается над современными российскими реалиями, экономикой и политикой. Тут же промелькивают "приветы" его предыдущим произведениям: футболка D&G - Discourse and Glamour, гей-звезда Боря Маросеев...

Улыбнули художник Кулик и шансонье Шнурков (автор песен "Х..й в Г..не" и "Нас..и в П..ду"). Весьма милы шуточки по поводу "Боевого НЛП", где мудрёные понятия вроде "double-bind" или "разрыв шаблона" разъясняются при помощи матерно-блатного жаргона (Бэндлер бы порадовался, я думаю).

Очень порадовал следующий традиционный "философский скетч", который приведу целиком:
"Людвиг Витгенштейн утверждал в "Логико философском трактате", что открыл общую форму описания предложений любого языка. По его мнению, эта универсальная формула вмещает в себя все возможные знаковые конструкции - подобно тому, как бесконечное пространство вселенной вмещает в себя все возможные космические объекты.

"То, что имеется общая форма предложения, - пишет Витгенштейн, - доказывается тем, что не может быть ни одного предложения, чью форму нельзя было бы предвидеть (т.е. сконструировать). Общая форма предложения такова: "дело обстоит так то и так то" ("Es verhalt sich so und so").

Однако доцент Иркутского педагогического института филолог Александр Сиринд сумел опровергнуть знаменитую формулу, приведя недавно пример предложения, которое выходит за пределы начертанной австрийским философом всеохватывающей парадигмы. Оно звучит так: "Иди на хуй, Витгенштейн".

- Ошибка австрияка в том, что он забыл старика Шопенгауэра, - говорит ученый, - а ведь мир есть не только представление, но и воля!"

И, конечно, мгновение экстаза подарил мельком упомянутый Рапидшер Вербицкий, математик года по версии журнала "GQ".

2. Кормление Крокодила Хуфу.

Рассказ о злоключениях трёх незадачливых путешественников, то ли переживших, то ли не переживших автокатастрофу, которым показывает странные гебефренические фокусы некий "престидижитатор", рассказывая легенду о пирамиде Хеопса.

Вот это вещь вполне в духе "раннего" Пелевина, что-то вроде ремикса (или ремейка) на "Вести из Непала" с добавкой "Спи".

3. Некромент.

Это произведение понравилось почему-то больше всего. Хотя опять явный ремейк (или ремикс) - на этот раз "Македонской критики французской философии" из "ДПП(NN)". Только здесь вместо безумного манипулятора нефтедолларами Нафикова похожие шизофреническо-оккультные операции проводит генерал ГАИ, буквально трактующий понятие "лежачий полицейский".

Рассказывая историю генерала, Пелевин проходится по многим известным (в этих ваших интернетах в первую очередь) персонажам. Наставник безумного мента в метафизических исследованиях - философ-визионер Дупин, также посильное участие во всём этом карнавале принимают политтехнолог-галерист Макар Гетман и ещё один политтехнолог, чьи ФИО складываются в аббревиатуру ГОП, ещё есть очень занятный философ-бодрячок в косоворотке Константин Голгофский (имя унаследовавший явно от Крылова, а фамилию от Холмогорова), ну и так далее.

Как обычно, имеются всяческие дурацкие приколы ("Когда его спросили, какой из культурных трендов в наибольшей степени способствует размыванию российской идентичности, он ответил так: "Понимаю вашу озабоченность. Лично меня тревожит, что пидарасы проникли на радио "Шансон"... Что значит, откуда я знаю? Я же слышу!"), неплохие потенциально крылатые афоризмы (Америка - это фашистская Германия, которой управляют евреи!), финальная подборка маразматических заголовков жёлтой прессы а-ля "крысы-мутанты в башнях Кремля", короче говоря, вполне типичный современный пелевинский рассказ, хотя что-то похожее мог бы написать, например, Сорокин.

4. Пространство Фридмана.

Этот рассказ уже был опубликован ранее, все кто хотели его уже прочли. Коротко - неплохая метафорическая притча, результат буквальной интерпретации Пелевиным (кажется, увлекающимся в последнее время астрофизикой) поговорки "деньги к деньгам липнут". Что будет, когда денег окажется так много, что они сколлапсируют вместе с носителем в некое подобие чёрной дыры? Ой, что будет...

5. Ассассин.

Снова "олдскульный" Пелевин: "суфийская легенда" о посвящении в Орден Ассассинов. Это я уже видел и у Берроуза и у Уилсона - легенда о Хассане и его последователях, "райский сад" с гуриями, в который попадают при помощи гашиша, заказные убийства, и так далее. "Отперев тенью ключа тень двери, я могу показать тебе тень вечного счастья." Такая легенда могла бы оказаться, допустим, в уилсоновском "Иллюминатусе!". После собственно рассказа идут забавные комментарии различных специалистов - среди которых суфий с фамилией Кропали, и филолог Майя Марачарская-Кокоева, известная по предисловию к "СКО". Иногда эти специалисты высказывают мудрые вещи. Короче говоря, приятный завершающий трэк.

Итог: ничего феноменального, но и не так чтобы скучно. Хотя перечитывать если и буду, то редко. Жду чего-нибудь масштаба "Empire V".
Tags: litorture, Виктор Пелевин, врецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments